Дмитрий Вэйдер (comrade_vader) wrote,
Дмитрий Вэйдер
comrade_vader

Category:

О соотношении материального и идеального — точка зрения материалиста

Все знают о принципиальном противоречии между материалистическими и идеалистическими воззрениями. Но, зачастую, это противоречие понимается как взаимоотрицание сторон, а не определение первичности, ведущей роли в диалектическом единстве. Отсюда же проистекает резко критичное отношение к сознательным выстраиванию и оптимизации личных и общественных идеальных (идейных, идеологических — как хотите) установок. Напр., так: «"измени сначала себя" это присказка всех попов». Товарищ указывает тенденцию правильно, но сильно упрощает.
У попов — это идеализм однозначно. Они ставят все с ног на голову и объявляют сознание («веру») первичным, а материальное надстройкой. Да, и присказка эта употребляется в том смысле, что, мол, «сам виноват во всем, имеешь то, что заслужил своей греховностью» и «нечего другим в социальном плане указывать, как правильно должно быть, коли рожа крива», сиди неумытый и не рыпайся.
Но сфера идеального от существования этих клерикальных извращений логики никуда не исчезает. Любой акт труда своим первым действием подразумевает мыследеятельность: представление цели и ожидаемого результата труда (это очевидная вещь, об этом можно прочитать у классиков, напр., у Энгельса в «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», если мне память не изменяет). Значение морального настроя, нравственных принципов, силы духа для повышения эффективности любой сложной деятельности, устойчивости к воздействию неблагоприятной среды, вещь тоже, в общем-то, очевидная (это можно видеть на примере любой схватки, у спортсменов, в сложной жизненной ситуации и т.д.; об этом неоднократно говорили революционеры). Вот, напр., навскидку:

О массовом
«Во всякой войне победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести»
(Ленин В.И. Речь на широкой рабоче-крестьянской конференции в Рогожско-Симоновском районе 13 мая 1920 г. Газетный отчет / ПСС, т. 41, с. 121).

О личном
«Жить — разве это не значит питать несокрушимую веру в победу?»
(Дзержинский Ф.Э. Из дневника заключенного).

На всякий сл., «вера» здесь имеет совершенно др. значение, чем у мракобесов (здесь многозначное слово вера означает ожидание вероятных, вполне реальных событий, следствий или наличия вполне реализуемой ситуации; у мракобесов — утверждение невероятных и нереальных причин для событий и ситуации существующих; у материалистов это предвкушение, у идеалистов — оправдание).

А сколько писано о роли идеологии?

Или вот на счет моральных установок вообще (тоже самое что ни на есть идеальное):
«Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что "...мораль зиждется на автономии человеческого духа..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия М., как совесть, чувство личного достоинства и чести)»
(Мораль. БСЭ).

Я, на всякий случай, также, замечу, что все это ничего общего с пробуржуазным поповским идеализмом (философией рабов) не имеет, эти установки позитивны, направленны не на требование смирения и культивирование чувства вины, а на побуждение к действию, к изменению материальной действительности. Поэтому поп может нести всякую чушь, не особо заботясь об истине (он все равно призывает к пассивности), а материалист должен стремиться к пониманию реального положения вещей, т.к. на этой основе он будет выстраивать свои действия (зачастую довольно рискованные) и от этого напрямую зависит результат.

Так что, я бы не стал так категорично отрицать роль идеального: оно хоть и вторично, хоть и определяется материальным бытием, но само оказывает обратное воздействие на материю (идеальное — это более высокая степень развития всеобщего свойства материи — отражения, см. Ленина).
Tags: идеализм, марксизм, материализм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments